Фильм «Платформа»: объяснение концовки, смысл (Netflix)

Находясь в ближайшей будущей антиутопии, «Платформа» сосредоточена вокруг опыта Горенга в вертикальной тюремной структуре, известной как «Яма». Горенг впервые оказывается на 48 уровне, где он встречает Тригамаси. Пожилой мужчина знакомит его с работой титульной платформы.

Правило платформы заключается в том, что те, кто ниже, едят остатки тех, кто выше. Пока нет ничего достойного для тех, кто живет в глубине ямы. Выясняется, что пир содержит достаточно для всего строения, но еда никогда не проходит даже первые сто уровней.

Каждый месяц люди перемещаются на другой уровень, который определяется случайным образом. Чтобы прожить свое время в глубине ямы, люди находят альтернативные способы прикормить себя и часто прибегают к каннибализму. Также выясняется, что каждый человек может носить с собой предмет, который может варьироваться от оружия до книг и даже собаки.

Во время своего пребывания в Яме Горенг оказывается на разных уровнях, от 6-го уровня до 202-го, и в паре с разными людьми, в том числе с капиталистом Тригамаси, за которым следует больная раком женщина из администрации по имени Имогури, и, в конечном счете, черный человек по имени Бахарат.

Несмотря на свое первоначальное отвращение, он приспосабливается к жестоким путям системы и начинает сходить с ума. Но после самоубийства Имогури, когда он оказывается на уровне 6, он объединяется с Бахаратом, когда они решают пройти до конца ямы через платформу, чтобы убедиться, что еда дойдет до конца.

Cadr

Яма и классовая стратификация

«Платформа» Галдера Газтелу-Уррутиа служит жестокой социальной аллегорией для реальности нашего времени. Через структуру Ямы фильм эффективно разоблачает ужасы капитализма и классового расслоения. Различные уровни Ямы, таким образом, представляют классовый разрыв — с богатыми на верхнем уровне и бедными на нижних.

«Платформа», однако, не нападает на богатых, а взывает к нашей ответственности как личностей, которые являются частью системы. Это критика капитализма и нашей классовой структуры и той роли, которую каждый из нас играет в этом. Это больше не отдаленная реальность, которая отделяет зрителей от того, что они смотрят.

Благодаря Горенгу это заставляет нас осознать, что на наших руках может быть кровь. Открывая нам реальность головокружительных глубин структур, мы задаемся вопросом, кем бы мы были в Яме. Именно поэтому становится важно видеть Яму глазами Горенга, который оказывается на разных уровнях.

Фильм также подчеркивает эгоизм и привилегии нашего собственного общества. В Яме люди перемещаются случайным образом после каждого месяца, те, что ниже, могут быть теми, кто выше, через 30 дней, и наоборот. Однако, случайный выбор не дает мотивацию быть хорошим. Это служит отражением наших личных привилегий, которые чаще всего зависят от случайности. Находимся мы на уровне 6 или 202 или нет, зависит от того, где мы родились.

Тригамаси в фильме представляет капитализм. Это становится ясным с его веселой и жестокой предысторией с участием ножа Самурай Плюс. Это также раскрывается, когда он в шутку спрашивает Горенга, является ли он коммунистом после того, как Горенг предлагает систему рациона для платформы. Имогири представляет администрацию, и через ее характер фильм показывает, что система сломана.

Фильм "Платформа": объяснение концовки, смысл (Netflix)

Объяснение концовки, смысл. Почему девочка — это послание?

Окончание «Платформы» навязчиво показывает, что намного легче убедить тех, кто ниже, будь то революция или угрозы заражения. Но проблема заключается в тех, кто выше, кто отказывается слушать, и, прежде всего, система. В то время как Имогури проводит недели, убеждая тех, кто ниже, чтобы приготовить пайки для тех, кто ниже их, именно в конечном итоге Горенг угрожает испражниться на их еду, чтобы люди слушали.

Но самоубийство Имогури заставляет Горенга понять, что изменения не происходят спонтанно. Он также понимает, что ему нужно больше, чем просто слова, если он хочет, чтобы все изменилось. Также становится интересным, что он соединяется с Бахаратом, чернокожим, для революции. И именно с помощью другого старшего темнокожего мужчины они понимают, что им нужно послать сообщение тем, кто выше, чем убедить/заставить тех, кто ниже. В то время как Горенг и Бахарат думают, что Панна Котта будет их посланием, все меняется, когда они достигают последнего уровня Ямы.

Фильм, в некотором смысле, также следует иерархии Маслоу — гораздо легче бунтовать и проявлять солидарность, когда вы на шестом уровне. Но как бы вы поступили так же, когда вам не хватает на себя, и вы остаетесь голодать? Только после того, как ваши основные потребности будут удовлетворены, вы в любом случае сможете достичь самореализации. Но для того, чтобы это произошло, система должна обеспечивать всех одинаково.

Когда Горенг и Бахарат достигают уровня 333, они находят одинокую девочку, дочь Михару. Именно в этот момент они понимают, что девушка — это послание, а не блюдо. Кроме того, важно, чтобы вся информация, которую Имогури дает Горенгу, была ложной. Тот факт, что она заявила, что в Яме было только 200 уровней, и что никто в возрасте до 16 лет не проживал в Яме, говорит о том, что сама система нарушена.

Неназванная молодая девушка представляет как чувство надежды на будущее, так и призрачную реальность того, что дети находятся на самых низких уровнях реальной ямы в нашей системе. Таким образом, становится важным, чтобы девушка поднималась выше, как сообщение, одна, а Горенг остался. Видение Тригамаси показывает ему, что «посланию не нужен носитель». Его работа здесь закончена. В фильме также используются несколько мотивов, в том числе «Дон Кихот» Горенга, и он — персонаж, похожий на мессию. Тогда имеет смысл, что он жертвует собой ради лучшего будущего для других.

Видения Горенга о Тригамаси, Имогури и, в конечном счете, Бахарате, становятся важными, поскольку они раскрывают его грехи, а также грехи всех, кто живет в яме. Финал становится символичным, когда Горенг уходит во тьму, а девушка на платформе поднимается к свету. Хотя заключение не показывает, что, что-то может изменится, но оно побуждает нас хотя бы сделать шаг вперед.

4.5/5 - (342 голоса)

Комментарий

  • Скомканное объяснение. Остаются куча вопросов. Например кому в конце слали послание и зачем ?
    А действительно хватило бы еды на всех 666 человек ? Как никак, стол был не особо большой. Спускаясь вниз они сэкономили на первых 50-ти этажах, но порционной раздачи еды хватило лишь до 200-го уровня. Зачем азиатка каждый раз совершала поездку вниз, и что она в обще олицетворяет ?

    • Смотри, если хватило до 200, не считая первых 50 этажей прежде сытых, получается 150 этажей хватает еды на один день, всего 333, получается что если не жировать а грамотно питаться, то раз в два дня каждый этаж может покушать и не умереть я думаю авторы это предусмотрели. И хуево что не показали 1 уровень, 0 понятно — это столовая, а первый уровень. у них потолок какой? видят они поваров с нулевого?

    • Хватило бы на всех. Там были все любимые блюда всех 666 человек, если каждый бы взял свое — хватило бы на всех

    • Ответы на вопросы от Гальдера Гастелу-Уррутия: 1)людям на 0 уровне 2)если есть один раз в 5 дней то хватит не умереть с голоду 666 людям, учитывая что воду можно потреблять без ограничения 3)азиатка спускалась вниз потому что думала что потеряда сына на нижних этажах 4) азиатка олицетворяла то что сумасшедшие тоже люди и их надо лечить

    • думаю что не надо думать ни о чем 333х 2 = 666 число дьявола, опять происки сатаны, азиатка наверное искушение.

  • и еще хотел добавить, что очень много этажей пустуют либо там люди умирают больные раком или еще чем то, вот как раз их можно списать на погрешность, в итоге мы округлим и получим что ровно 300 этажей раз в два дня едят.

  • А причём тут капитализм афтор? До капитализма общество было другим, или в соцлагерях оно другое? Афтор тупо услышал звон не знает где он

    • А при чем тут общество? Капитализм — это не общество, а система. Общество было то же, естественно. Принцип распределения благ другой.

  • Я посмотрел фильм дважды, и пришел к выводу что это просто такая тюрьма и ее не изменить никак, как и говорил Черный, еще будучи на своем 6м. АДМИНИСТРАЦИЯ прекрасно знает что происходит Яме, но недоговоривавает правду даже своим сотрудникам, пример — эта баба, которая думает что детей там нет этажей только 200, и ШЕФ ПОВАР, который готовит как для аристократии, если б он знал КАК это будут есть он бы так не старался.
    Дальше. Девочка. Ее не достали раньше из ямы потому что им на нее пох. Она там родилась и дожила до своих лет только за счет мамы, которая ее прятала на 333. Есть основания полагать что Администрация вообще не обслуживает этажи ниже 200, поэтому сотрудники и не знают сколько их там. И они не подымают температуру если взять еды себе. Зачем? она туда все равно не доходит.

    Баба говорила что отправляла туда людей 8 лет, и тут, поскольку больна смертельно, решали присоеденится и помочь. Помочь типа смекнуть и наладить солидарность, подсказав другим, как надо делить еду. Короче сотрудники тюрьмы думают что система исправительна, и призвана пробуждать в людях солидарность и самоорганизацию, но на самом деле это просто такая тюрьма, система питания в которой построена крайне плачевно. Типа дает надежду но по факту сдохните там все. А те кто вышел наверняка бы рассказали правду о яме, но те кто был ниже 200 оттуда не выходили еще. Короче хеппи энда нет.

  • Девочки нет, это галлюцинация главного героя.
    Она не съела панакоту, панакота отправилась назад, но в середине фильма показали, что это послание, наверху, поняли неверно. Они посчитали что ее не съели потому, что в ней был волос.
    Восприятие действительности разное на нулевом и нижних уровнях.

    • Один нюанс. Галлюцинаций одинаковых у двоих человек , в одно и то же время не может быть. А так теория неплохая.

  • Отличный фильм, который смотрится на одном дыхании. Но на протяжении всего просмотра в глаза врезались очевидные несостыковки.
    Начну с теорий, которые предлагают комментаторы, чтобы оправдать эти ляпы.
    1. Теория про девочку-галлюцинацию ГГ. Отпадает сразу же, т.к. Бахарат так же видел девочку.
    2. Теория про девочку, которая родилась в Яме. Михару(мать девочки) находилась в Яме около 11 месяцев, так что логично что она не могла родить 5-8 летнего ребёнка. В Яму Михару попала через Имогури(бывшая работница),но та со 100% уверенностью заявляла что никакого ребёнка в Яме быть не может. Единственный вариант, что девочку забросили в Яму в тайне, что лишено какого либо смысла.
    3. Теория о том, что Михару прятала дочь на 333 уровне. Каждый месяц умирает от канибализма и самоубийств от 183 до 300 человек(если считать что еда закончится на 149 этаже), но все 332 этажа наполняются в начале каждого месяца новыми заключенными вне зависимости от того, сколько человек умерло. Администрации не составило бы труда найти парочку заключенных для заполнения 333 комнаты. Следовательно они прекрасно знали о девочке и предпочли её не замечать.
    Так же, когда ГГ попал на 171 уровень Михару спасла его на 7-10 день. Неужели бы она позволила своей дочери 10 дней голодать в самом низу Ямы? (Ну это все лирика). Следовательно она не знала что её дочь там, что звучит крайне бредово учитывая тот факт, что каждый месяц она спускалась вниз.
    4. Теория о том, что администрация не знает что творится на 200+этажах. Каждый месяц в яму спрыгивают несколько заключенных, но ни трупов, ни крови внизу нет. Кто то значит это все зачищает по приказу администрации.
    5. Теория о том, что кто попал на 200+этаж остаются и дальше на нижних ярусах. ГГ переселили с 203 уровня на 6. Михару каждый месяц возвращается с самого низа.
    6. Теория о фактической нехватке еды. Еда готовится с расчётом 1человек-1блюдо и не важно какого оно размера, будь то маленькие улитки или огромный торт. То, что некоторые заказали себе мини-порции «изысканной» еды, компенсируется огромными блюдами других заключенных. По сути еды должно хватить всем абсолютно, проблема в том, какие именно нужно есть порции.

    И таких ляпов ещё просто тьма. А все проблемы с физикой спишем на продвинутые технологии. Ибо как можно разогреть комнату со сквозной дырой сверху и снизу размером с стол для пинпонга, чтобы заключённые сгорели заживо, но при этом нижние и верхние этажи остались ни при делах, вопрос века.
    Задумка 9 из 10.
    Проработка 3 из 10

    • В ваших аргументов больше ляпов)) Начнем с этого: «Теория про девочку-галлюцинацию ГГ. Отпадает сразу же, т.к. Бахарат так же видел девочку». А ничего, что Бахарат мог быть частью его галлюцинаций? В глюках ГГ Бахарат мог видеть девочку, так что идея эта не «отпадает». И так по всем вашим пунктам, мне лень расписывать каждый. Добавлю лишь то, что ваши претензии к физике (про разогрев комнат) отпадут, если вы посмотрите на жанры фильма. С чего это в фантастике не должно быть фантастики. Этот фильм очень метафоричен, вы должны это понимать.

    • Михару по этажам самостоятельно спускалась на столе и пока она спускалась, через месяц её администрация перемещала автоматически и это мог быть этаж выше. Она опять спускалась на столе, её опять рандомно перемещали выше. Так она и эмигрировала. А спускалась в поиске своей дочери. Думаю она делала просто остановки на этажах, поэтому месяц спускалась и никак не могла достич дна. Она не знала, что дочь на дне, поэтому просто спускалась , в надежде отыскать дочь на одном из этажей.

  • Блин, и кометы почитал разные, и фильм посмотрел и выскажу свое мнение и идеи по этому поводу. Начну с очевидного для меня. Администрация — верхушка распределяющая блага. Они опираются на информацию, данные, отчёт который формируется при вступлении. Это очень важный момент. Ведь у него спросили что любишь? Типо чего он хочет, и он сказал незнаю, потом выбрал улиток. Мы не знаем что нам нужно будет завтра и хотим какого то изыска в то время как в действительности будет не хватать элементарных вещей. Система, она же администрация — на запрос улитки — отдала улитки. И подошли к интересном моменту — система оторвана от того что внутри ямы ведь нет обратной связи от общества. Ведь они ни коим образом не присутствуют внутри ямы, они отдельно от неё. Поэтому они думают что уровней 200, но на самом деле бездна глубже почти в 2 раза. Это тот самы социальный разрыв между теми кто распределяет блага и теми кто потребляет. 333 уровень и девочка на нем — послание, новая информация для системы, ведь они думали 200 — оказалось 333, они думали детей нет — оказалось есть. Шеф повара — это типо то как уровень распределения рассчитывает и пытается вроде как всем угодить и понравится…. Но 1 уровень все меняет, а 0 оторван от первого как небо и земля. Холод и собака — это демонстрация сбоя системы, точнее её слепости к обстоятельствам. Ну дополнительно — мы в ответе за тех кого приручили.
    Как то так мнение сложилось

  • Ооочень поверхностный анализ с кучей противоречий…. Автору статьи следует внимательнее посмотреть фильм.

  • У меня вдруг возникло свое предположение о том, почему девочка — это послание. В Яме нельзя находится детям до 16 лет и скорее всего, ее бы туда просто не приняли. НО в Яме можно жить половой жизнью и очевидно, никто не предохраняется, из этого можно сделать вывод — девочка родилась в Яме. Это говорит о том, что система не работает, так как надо, поскольку появляются дети. Соответсвенно, девочка — это послание наверх о том, что в вашей системе есть большой недочет и что по всем правилам Яма существовать не может.

    ЭТО только предположение.

    • Анна, девочка аллегория. Это надежда. Рождается она только в Яме. Конечно, никто не приходит туда с надеждой.
      Главный герой с ней встречается только потому, что в душе у него она есть.
      При поступлении он информирует о том, что таким способом хочет избавиться от курения.
      Тут, как и во многих местах фильма обыгрывается тема внутри-снаружи.

      Не поняла отсылку к Рамзесу…