Фильм «Тетрис»: реальная история

«Тетрис» — американский биографический фильм режиссёра Джона Бейрда. В главной роли Тэрон Эджертон, который исполнил роль Хэнка Роджерса.

Фильм основан на реальных событиях и рассказывает о видеоигре «Тетрис», разработанной в середине 1980-х годов советским программистом Алексеем Пажитновым. Нидерландский дизайнер видеоигр Хэнк Роджерс ведет борьбу за получение прав на игру. В данной статье вы сможете прочитать реальную историю фильма.

Был ли Хэнк Роджерс бывшим разработчиком игр?

Да. Проверка фактов из фильма «Тетрис» подтверждает, что Хенк Роджерс разрабатывал игры для своей компании Bullet-Proof Software, японского издателя игр. Родившийся в Нидерландах, Хенк Роджерс вырос в Соединенных Штатах и ​​познакомился со своей женой Акеми, японкой, когда учился в колледже Гавайского университета. Роджерс переехал в Японию с Акеми, и именно там он стал заниматься разработкой игр, основав собственную компанию Bullet-Proof Software. Он создал пошаговую RPG под названием The Black Onyx, которая к 1984 году стала самой продаваемой компьютерной игрой в Японии.

Cadr
Хенк Роджерс разработал пошаговую игру The Black Onyx, которая к концу 1984 года стала самой продаваемой компьютерной игрой в Японии.

К 1985 году Роджерс увлекся Nintendo Famicom и был полон решимости создать игру для консоли. Прочитав, что президент Nintendo Хироси Ямаути был поклонником настольной стратегической игры Go, он решил разработать версию игры для Famicom и получил от Nintendo аванс в размере 300 000 долларов. Роджерс создал игру и стал официальным лицензиатом Nintendo. К 1988 году он больше интересовался издательским делом, чем разработкой видеоигр. Он посещал торговые выставки в поисках следующей популярной игры для продажи в Японии.

Алексей Пажитнов создавал Тетрис в свободное время?

Да. Правдивая история фильма «Тетрис» на Apple TV+ подтверждает, что Алексей Пажитнов был ученым-компьютерщиком из Московской академии наук, который создал «Тетрис» в свободное время летом 1984 года. Он был вдохновлен игрой под названием Pentominoes, в которой есть элементы, похожие на тетрис, которые вы складываете в коробку-головоломку. Он представил, как кусочки игры падают на экран компьютера, а игрок должен маневрировать ими, пока они падают, чтобы они приземлились в нужном месте. Алексей сказал Destructoid, что ему потребовалось «возможно, две недели», чтобы создать основную часть игры.

После создания игры Алексей раздал копии нескольким своим друзьям, и она начала приживаться. Согласно истории Tetris, незадолго до того, как Tetris был установлен почти на каждом компьютере в каждом офисе в Москве, а к 1986 году он распространился по Советскому Союзу со скоростью лесного пожара.

Cadr
Первая версия Тетриса Алексея Пажитнова, которую он создал на Электронике 60 и завершил в 1984 году. Примитивный компьютер не имел графического интерфейса.

Как Алексей Пажитнов придумал название «Тетрис»?

Изучая, насколько точен тетрис на Apple TV+, мы узнали, что, как и в фильме, Пажитнов объединил греческое слово «тетра», означающее «четыре», с названием своего любимого вида спорта «теннис».

Носил ли настоящий Хенк Роджерс ковбойские сапоги?

Нет. «Я не носил ковбойские сапоги», — сказал Роджерс во время интервью на красной ковровой дорожке SXSW в Остине. «У меня есть ранчо и ковбойские сапоги, но я перестал их носить, как только у меня не было лошади».

Правда ли, что Алексей Пажитнов как гражданин коммунистической России не мог извлечь выгоду из своей игры?

Да. Несмотря на то, что игру создал Алексей Пажитнов, он остался в дураках, когда дело дошло до получения прибыли от продажи прав. Как коммунистическая страна Советский Союз владел правами на интеллектуальную собственность, созданную его гражданами. Что еще хуже, Алексей создал игру на компьютерах в Московской академии наук, где он работал, еще один фактор, который сделал игру государственной собственностью.

«Алексей, живущий в коммунистическом обществе, не стремился продать это», — сказал Бокс Браун, автор книги « Тетрис: игры, в которые играют люди», иллюстрированной истории игры. «Он не мог, потому что в коммунистической России бизнес был делом правительства».

Cadr
На фото слева настоящий Алексей Пажитнов, которого играет актер Никита Ефремов (справа) в фильме «Тетрис». Фото: Вадим Герасимов

Как тетрис впервые появился за пределами России?

Проводя анализ фактов и вымысла в нашем фильме «Тетрис», мы обнаружили, что начальник Алексея Пажитнова в Московской академии наук отправил «Тетрис» в аналогичную организацию в Будапеште, Венгрия, в Институт компьютерных наук и управления (SZTAKI). Они настолько влюбились в нее, что несколько студентов института даже портировали игру с IBM PC на Commodore 64 и Apple II.

Хотя Венгрия также была коммунистическим обществом, в ней были проведены крупные экономические реформы, направленные на создание более открытого свободного рынка. Одним из самых популярных экспортных товаров был кубик рубика, изобретенный Эрно Рубиком в 1974 году. Уроженец Венгрии Роберт Штейн (которого в фильме сыграл Тоби Джонс), владелец британской компании-разработчика программного обеспечения Andromeda Software, часто посещал Институт компьютерных наук SZTAKI. Он искал новые игры для продажи на Западе, чтобы собирать гонорары. Во время одного из таких визитов в 1986 году он заметил, что кто-то играет в тетрис в углу компьютерного класса. Стейн не был геймером, но он попробовал тетрис и сразу же увлекся.

Cadr
На фото первая цветная версия Тетриса. Он был создан для IBM PC, у которого был более качественный дисплей, чем у Электроники 60. Алексей Пажитнов нанял 16-летнего компьютерного гения по имени Вадим Герасимов.

Роберт Штейн отправился к директору Института СЗТАКИ, у которого был номер телексного аппарата Российской академии наук, устройства, использовавшегося для отправки электронных сообщений до факсимильного аппарата. Штейн отправил телексное сообщение о том, что ему нужны права на Tetris. Были споры о правах на игру, которые закончились тем, что Роберт Штайн ложно предположил, что получил права, даже не имея подписанного документа. Штейн продал игру британской корпорации Maxwell Communications Corporation, основанной Робертом Максвеллом (отцом ныне печально известной Гислейн Максвелл, жены осужденного сексуального преступника Джеффри Эпштейна). Они опубликовали игру для ПК через MirrorSoft, свою компанию-разработчика программного обеспечения в Великобритании, и Spectrum Holobyte, свою американскую компанию. Она позиционировалась как экзотическая русская игра-головоломка из-за железного занавеса.

Штейн получил сообщение от российской технологической организации ELORG, которая обвинила его в продаже Tetris незаконно. MirrorSoft и Spectrum Holobyte выпустили игру, и она имела огромный успех, особенно в США. Через четыре месяца после того, как Tetris поступил в продажу, Штейн наконец заключил сделку с русскими. Компания Stein’s Andromeda Software (и, в свою очередь, MirrorSoft и Spectrum Holobyte) получила права на Tetris для домашних компьютерных систем, в том числе возможность портировать Tetris на «разные типы компьютеров». Стейн понял, что это также относится и к домашним консолям. По его мнению, предметом переговоров были только права на игровые автоматы и портативные устройства.

Как Хэнк Роджерс открыл тетрис?

Как и в фильме «Тетрис», реальная история подтверждает, что владелец Bullet-Proof Software Хенк Роджерс жил в Японии со своей женой Акеми и детьми, включая дочь Майю, и искал видеоигру, которая могла бы встряхнуть магазин. Он открыл для себя Tetris в январе 1988 года на зимней выставке потребительской электроники в Лас-Вегасе. Российская игра была представлена ​​американской компанией-разработчиком программного обеспечения Spectrum Holobyte (принадлежит британской Maxwell Communications Corporation). Поиграв в нее, он зацепился и не мог выкинуть ее из головы.

«Тетрис был, наверное, самой тихой игрой на выставке», — сказал позже Роджерс. «Даже тогда продукты были графически захватывающими, но эта игра была совершенно другой. Я хотел играть в нее, потому что она зацепила какой-то основной аккорд. Я не мог перестать играть». Он снова и снова стоял в очереди, играя на шоу более пяти раз.

Henk Rogers купил права на консоль Tetris в Японии у Atari?

Да. Сначала Роджерс, чья компания Bullet-Proof Software базировалась в Японии, пытался получить японские права на Tetris у американской Spectrum Holobyte. Роджерс и генеральный директор Spectrum Holobyte Гилман Луи подписали письмо о намерениях Bullet-Proof Software опубликовать Tetris почти на всех платформах, существующих в Японии. Однако, когда Гилман Луи позвонил MirrorSoft, британскому аналогу Spectrum Holobyte, чтобы сообщить им новости, основатель MirrorSoft Джим Макконочи сказал Луи, что права на игровые автоматы и консоли для Японии уже проданы Atari Games. Луи объяснил Роджерсу, что он может получить права на ПК, но если ему нужны права на игровые автоматы и консоли, ему придется получить их у Atari.

Роджерс связался с Atari по поводу прав Японии, но ему отказали. Затем он прилетел в Калифорнию и ждал на стоянке Atari Games. Он заметил, что президент Atari Games уходит на день, и подошел к нему, чтобы сделать предложение. Двое мужчин обсудили детали за ужином. Роджерс обнаружил, что Atari не может продать ему права на игровые автоматы, потому что Atari уже продала их SEGA. Однако они согласились продать ему права на консоль в Японию за 300 000 долларов.

Роджерс выпустил игру в Японии на восьми различных платформах персональных компьютеров. Когда продажи не были впечатляющими, он связался с президентом Nintendo Хироси Ямаути в надежде, что тот поможет продать игру. Ямаути вручил тетрис одному из его дизайнеров, Сигеру Миямото, который заверил его, что это хорошая игра, потому что секретари и бухгалтеры Ямаути быстро подсели на нее. Ямаути согласился помочь Роджерсу увеличить продажи Tetris , и заказы на игру выросли более чем в четыре раза. В декабре 1988 года Bullet-Proof Software выпустила игру для Nintendo Famicom. Она стала самой продаваемой консольной игрой всех времен.

Была ли это идея Хенка Роджерса, чтобы Nintendo укомплектовала Tetris своей портативной консолью Game Boy?

Да. К 1988 году для Nintendo стало стандартом комплектовать свои консоли в Америке игрой. Nintendo Entertainment System поставлялась с Super Mario Bros и Duck Hunt. Nintendo была на пороге выпуска портативной консоли Game Boy, но не знала, какую игру включить. Проверка фактов о фильме «Тетрис» подтверждает, что во время встречи с президентом Nintendo of America Минору Аракава Хенк Роджерс предложил объединить Game Boy с Tetris . Он сказал почти слово в слово то, что говорит в фильме. «Если вы включите Марио, Game Boy будет для маленьких мальчиков, но если вы включите Tetris , Game Boy будет для всех», — сказал ему Роджерс. Роджерс предложил помочь защитить права портативных устройств на Tetrisв Северной Америке, зная, что на этой сделке он может заработать миллионы.

Хенк Роджерс знал, что ему нужно поговорить с человеком, который получил право на Tetris из России, Робертом Шиэном. Он предложил Штейну 25 000 долларов авансом за права на портативные устройства. Единственная проблема заключалась в том, что Штейну еще предстояло получить права на портативные или игровые автоматы в России. Британская компания MirrorSoft также обращалась к Штейну за правами на портативные устройства. Штейну не повезло с Россией, потому что каким-то образом в запутанной паутине лицензионных соглашений России не заплатили. Хуже всего было то, что нелицензионные аркадные версии Тетриса уже продавались. Николаю Беликову, беспощадному директору российской технологической организации EL ORG, поручили разобраться в неразберихе. Отчаявшись получить лицензии на КПК, Роберт Штейн вылетел в Москву, чтобы встретиться с Беликовым, чтобы разобраться во всем.

Ехал ли Хенк Роджерс в Россию, чтобы получить права на портативные компьютеры Tetris?

Да. Узнав, что Роберту Штейну еще предстоит получить права на портативный компьютер Tetris, Хенк Роджерс решил, что лучше всего иметь дело напрямую с Россией. Как видно из фильма «Тетрис», реальная история подтверждает, что Роджерс не доверял Штейну. Ситуацию усложнял тот факт, что Spectrum Holobyte, компания, которой Штейн продал права на ПК и консоли, пыталась продать права на портативные устройства Nintendo. Хенк Роджерс заверил Nintendo, что Spectrum Holobyte не владеет правами на портативные устройства.

Хенк Роджерс отправился в Москву, чтобы получить права на КПК. В то же время дочерняя компания Spectrum Holobyte в Великобритании, MirrorSoft (также принадлежащая Maxwell Corporation), узнала об интересе Nintendo к правам на портативные устройства. MirrorSoft отправила в Россию Кевина Максвелла, сына владельца Maxwell Corporation Роберта Максвелла. Корпорация Maxwell поддерживала отношения с российскими дипломатами и имела бы гораздо большее влияние в обеспечении прав на портативные устройства и игровые автоматы. Это правда, что в феврале 1989 года все трое (Хэнк Роджерс, Роберт Штейн и Кевин Максвелл) прилетели в Москву, чтобы договориться с Николаем Беликовым о правах на портативные компьютеры Tetris.

Неужели Хэнк Роджерс приехал в Москву, не зная, куда идти?

Да. Изучая реальную историю Tetris, мы узнали, что Хенк Роджерс знал, что Роберт Штейн планировал вести переговоры с ELORG, государственной российской организацией, которая занималась импортом и экспортом технологий. Однако он не знал, где проходят переговоры. Чтобы получить информацию, он пытался подружиться с местными жителями, играя в го, стратегическую настольную игру, но его усилия ни к чему не привели. Он решил нанять переводчика и провел день, катаясь по Москве, прежде чем они, наконец, обнаружили местонахождение ELORG. Роджерс зашел в здание и попросил поговорить с кем-нибудь о правах на Тетрис.. Общаться с иностранцем, не имевшим должного допуска, было против протокола, но Николаю Беликову стало любопытно, и он решил с ним встретиться. В конце концов, третий претендент на права Tetris поднимет ставки в его переговорах.

Переводчик Хэнка Роджерса, Саша, основан на реальном человеке?

Да. Как указано в разделе «Тетрис против реальных людей» вверху этой страницы, Саша (Софья Лебедева) была вдохновлена ​​реальной переводчицей Хенка Роджерса, женщиной по имени Ола. Это правда, что она была агентом КГБ, но, по словам Хэнка, он прекрасно знал об этом с того момента, как нанял ее.

«Наконец-то я нанял переводчика из будки в вестибюле моего отеля», — написал Хенк в статье 2014 года для The Guardian . «Они все были из КГБ, но она была красивая и очень задорная, когда все остальные были обречены и унылы. Правило — пытаться вести бизнес по туристической визе — но я сказал ей, что проделал весь этот путь не зря».

Неужели русский Николай Беликов не знал, что Хэнк Роджерс и Nintendo продавали тетрис как консольную игру?

Да. Когда Хенк Роджерс встретился с Николаем Беликовым из ELORG, чтобы договориться о правах на Tetris для портативных устройств , он показал Беликову картридж Tetris для Nintendo Famicom, сказав Беликову, что они являются крупнейшим издателем Tetris в мире. Проверка фактов подтверждает, что Беликов был сбит с толку и рассердился, сказав Роджерсу, что ELORG никому не давал права на консоль. Роджерс обрисовал в общих чертах цепочку лицензирование и сублицензирование, которая дала ему права на консоль, начиная с Andromeda Software Роберта Штейна.

Проблема заключалась в умышленном неверном истолковании Робертом Шиэном его сделки по правам на Тетрис на «разных типах компьютеров». Штейн интерпретировал язык своей сделки с русскими также как консоли. Беликов объяснил Роджерсу, что Штейн получил только права на ПК и ничего больше.

Боялся ли Хэнк Роджерс, что русские могут наказать его за продажу консольной версии Тетриса?

В какой-то степени да. Как только Хенк Роджерс узнал, что русские на самом деле никогда не продавали права на консоль, он понял, что у него есть более серьезная проблема. Он отправился в Москву, чтобы получить права на КПК, но теперь рисковал потерять все. Правдивая история Тетриса показывает, что Роджерс действительно боялся, так как мог не получить права, тем более что он незаконно продавал консольную версию через Nintendo .

Был ли Роберт Штейн расстроен известием о том, что ELORG продала Nintendo права на консоль и портативные устройства на Tetris ?

Да. Изучая факты и вымысел о фильме «Тетрис», мы обнаружили, что Роберт Штейн признал свою небрежность, когда дело дошло до оценки того, что русские хотели получить взамен. Однако он также утверждал, что стал жертвой мошенничества, лжи и удара в спину, обвинив Хенка Роджерса в том, что он помог русским составить его измененный контракт. Он также набросился на Кевина Максвелла, заявив, что встреча Максвелла с Николаем Беликовым из ELORG «всех испортила». Чтобы Кевин Максвелл сказал Беликову, что MirrorSoft будет заключать сделку на консольные права на Tetris, означало, что Максвелл был настолько неосведомлен, что не понимал, что его собственная компания MirrorSoft уже владеет правами на консоль (по крайней мере, все в MirrorSoft так считали). У MirrorSoft было бы лучшее юридическое положение, если бы Максвелл просто сказал Беликову, что права на консоль уже принадлежат MirrorSoft.

Вовлекли ли разгневанные Роберт и Кевин Максвеллы советские власти?

Да. Кевин Максвелл использовал связи Maxwell Corporation с российским правительством и привлек советские власти. Российское правительство допросило Николая Беликова и просмотрело его документы. Беликов не колебался. Это правда, что, когда Кевин Максвелл рассказал своему отцу Роберту о неудачной сделке, его отец «взбесился». Роберт Максвелл связался с генеральным секретарем СССР Михаилом Горбачевым. Однако Горбачев занимался более насущными делами, учитывая, что его страна была на грани краха. Горбачев сказал Максвеллу: «Вы больше не должны беспокоиться о японской компании». Понимая, что сделать больше ничего нельзя, MirrorSoft отказалась от борьбы за права на Tetris .

Верны ли российские двойные агенты в фильме?

Нет. Здесь снова писатель Ноа Пинк и режиссер Джон С. Бэрд пытаются оживить интригу, добавив больше вымысла. В правдивой истории Тетриса не было русских двойных агентов , как не было и чрезмерных антагонистов, которых мы видим в фильме.

Была ли автомобильная погоня в реальной жизни?

Нет. Проверка фактов о Tetris показывает, что сцена в фильме Apple TV+, где создатель Tetris Алексей Пажитнов (Никита Ефремов) сидит за рулем в сопровождении Хенка Роджерса (Тарон Эгертон) и двух дилеров Nintendo, а коррумпированные чиновники КГБ следят за ними, является чисто вымышленной. Такого события никогда не было в реальной жизни, но оно работает в фильме, потому что оно разыгрывается для смеха (русский кавер на «Holding Out for a Hero» играет громко и еще больше задает комедийный тон сцены).

Была ли Atari Games вынуждена прекратить продажу Tetris для NES?

Да. Nintendo of America отправила Atari Games приказ о прекращении и воздержании от продажи картриджей Tetris для NES (или любой другой домашней системы) под брендом Atari Tengen. Tengen ответила, что они «получили все права NES на игру Tetris в начале 1988 года». Atari Games подала в суд на Nintendo за нарушение их лицензионного соглашения, и дело дошло до суда. Atari уже потратила значительные суммы денег на маркетинг игры и произвела 300 000 игровых картриджей для продажи. Несмотря на юридический спор, Tengen пошла дальше и выпустила Tetris для NES 17 мая 1989 года и распространила 150 000 копий за считанные недели.

Вице-президент Nintendo of America Говард Линкольн вернулся в Москву в сопровождении группы юристов. Они взяли интервью у создателя Tetris Алексея Пажитнова, директора ELORG Николая Беликова и других. Они проанализировали контракты между Робертом Штейном и ELORG. В конце концов, когда наступила дата суда, Nintendo победила, в основном из-за того, что Роберт Стайн подписал контракт с поправками, в котором конкретно определялась домашняя компьютерная система, четко отличавшая ее от домашней консоли. Tengen был вынужден прекратить продажу Tetris и в итоге уничтожил около 150 000 картриджей. В ноябре 1989 года Nintendo выпустила тетрис для NES, примерно через четыре месяца после выпуска своей портативной консоли Game Boy, которая шла в комплекте с игрой.

Алексей Пажитнов когда-нибудь получал деньги за тетрис?

В течение многих лет Алексей Пажитнов наблюдал, как его игра приносила значительную прибыль другим компаниям, включая Andromeda Software, MirrorSoft, Atari Games и Nintendo, в то время как он ничего не получал. Как гражданин коммунистической России, он не мог получить прибыль от Тетриса. Вместо этого часть прибыли, отправленной обратно в Россию, досталась государству.

Хенк Роджерс знал, что ситуация была несправедлива по отношению к Пажитнову, и был полон решимости помочь своему другу. Изучая историю Tetris, мы обнаружили, что в 1991 году Роджерс помог Пажитнову иммигрировать в район Сиэтла со своей семьей. Пажитнов основал собственную компанию по разработке программного обеспечения под названием AnimaTek. Когда права на тетрис в 1995 году, у Пажитнова появилась возможность наконец-то получить прибыль от изобретенной им игры. К тому времени российская организация ЭЛОРГ стала частной компанией, которой по-прежнему руководил Николай Беликов. ELORG приобрел пятьдесят процентов прав на Tetris. Хенк Роджерс и Алексей Пажитнов стали партнерами и основали The Tetris Company, купив остальные пятьдесят процентов. Наконец, через 13 лет Алексей Пажитнов начал получать гонорары за созданную им игру. В 2005 году Беликов продал свою половину акций The Tetris Company, передав ей все права на игру.

Алексей Пажитнов перешел на работу в Microsoft в 1996 году и разработал еще несколько головоломок, но ни одна из них не была так успешна, как тетрис. Он расстался с Microsoft в 2005 году, сосредоточившись на собственных проектах и ​​по-прежнему собирая гонорары за Tetris.

Сколько игр Tetris было продано?

В марте 2022 года Business Insider назвал Tetris самой продаваемой франшизой видеоигр всех времен с объемом продаж 496,4 миллиона единиц. Call of Duty заняла второе место с 400 миллионами проданных копий, а франшиза Super Mario — третье с 387,7 миллионами копий. Однако, по данным The Gamer, если считать все игры Марио одной франшизой, Марио легко занимает первое место с 740 миллионами проданных копий.

Rate this post

Добавить комментарий